Сплав по реке Поньгома.
2009
Водный поход в заполярье. Мурманская область.
Категория: 2
Сроки: с 30 июня по 10 июля 2009г.
Нитка маршрута: Поньгома, Белое море.
Экипаж: 13 человек.
Суда: Два катамарана четвёрки. (Один с дюймовочкой.) Один катамаран двушка.
Байдарка
Вьюн-2
Подготовка:
В данном случае наша команда не собралась в нужном количестве, так что было принято решение примкнуть к знакомым, организовавшим матрасный поход на реку Поньгома.
Дорога:
Всё стандартно. На поезде Москва-Мурманск доехали до
Кеми. Дальше на съёмном авто до реки Поньгома.
Заброска:
Забрасывались достаточно оригинально. Не смотря на большое количество народа (12 человек + рюкзаки и снаряга) всё залезло в авто типа
буханки с кунгом и небольшим прицепом. В прицеп сложили большие тюки с катамаранами и тяжелые рюкзаки. Остальной шмот в кунг. Людей разместили на вещах сверху. Водитель еле закрыл Кунг снаружи. Ехали весело. Трясло очень. Причем периодически кого-нибудь укачивало. Несчастный зеленел и закрывал рот рукой. Остальные долбили в стену смежную с кабиной. Многоопытный водитель моментально тормозил и бежал открывать кунг. Не опоздал ни разу. Сразу видно: опыт!!!
Вдоль дороги огромное количество грибов и комаров.
Стапель:
Место для стапеля было просо замечательное. Огромная, сухая поляна. Топко только у воды. Солнце жарит вовсю. Разморенные туристы прятались в немногочисленной
тени. Пару минут прокапал небольшой дождик, подстегнув ленивых. Потом опять жара.
В общем собрались достаточно быстро.
День 1 (30.06.2009):
В Кеми были в 03:20. В авто загрузились около пяти утра. В 07:30 полным ходом собирали суда на стапеле.
Так как маршрут изначально предполагался матрасным, прошли два озера и встали на днёвку.
День 2 (01.07.2009):
Днёвка.
Замечательная стоянка с большим столом. Ветер сносит всех комаров. Погода стоит шикарная!!!
Вчера вечером адмирал вытащил немаленькую щуку. Это подстегнуло всех заняться рыбалкой. Нарезали удочек. Наловили
полную коптильню средне-размерной (по сравнению с адмиральской щукой) мелочи.
В лесу нашли и завалили сушнину, обеспечив себя запасом сухих дров.
Из за сильного ветра, наш тент постоянно надувался как парус. Временно сняли его и
запускали как кайт. Руками держать четыре конца неудобно. Привязали концы к веслам. Запускали вдвоём. У каждого по веслу... Короче днёвка.
День 3 (02.07.2009):
Ночью погода испортилась. С утра лило как из ведра. Анарак промокал насквозь минут за пять. Дежурных спасли только заранее заготовленные дрова. Логично было бы остаться на этой стоянке еще на одну днёвку, но сегодня нам надо подобрать еще одного члена нашего тяжелого матрасного похода. Должно было это случиться где-то посередине намеченного на сегодня пути на каком-то мосту. Флагманский кат вышел на точку очень рано. Завтрак адмиральской команде был выдан сух-пайком. Мы же полноценно позавтракали, как смогли собрались и нагнали встречающих. Теперь нас 13. Распогодилось.
Адмирал обещал кошерную стоянку, и погрёб в сторону от намеченного маршрута. Ура! Плюс одно озеро!
Стоянка действительно хорошая.
Песчаная коса. Светит солнце. Кайф!
День 4 (03.07.2009):
Днёвка.
Похолодало. Видимо после вчерашнего дождя. Солнце скрылось. Но это не помешало нам хорошо погулять и нафоткать много красивых фоток. Видели
лебедей,
дятла. Прибрежная линия живописна.
На завтрак или обед... (кто же их различит на днёвке?) сделали блинчики.
Ловили рыбу.
День 5 (04.07.2009):
Погода пасмурная. Вышли около 15:00. Обедали около 18:00. На стоянку встали после 22:00.
Стоянка на высоком левом берегу на проржке. Есть стол.
День 6 (05.07.2009):
Днёвка.
Гуляли вдоль порога. Перед ним деревянный разрушенный мост.
Ближе к вечеру решили сделать баню. По очереди заготавливали дрова. В промежутках устроили стрельбы из пневматики. В половине одиннадцатого уже остужались в реке после
парилки. Хорошо посидели за ужином. Завхоз был особенно весел.
День 7 (06.07.2009):
Завхоз не весел. Вышли поздно. Около 16:00. Преодолели этот, практически единственный на маршруте
порог. Препятствие никакого интереса для катамарана не представляет.
На стоянку встали на заброшенной дороге.
День 8 (07.07.2009):
Когда вышли не помню.
К 20:00 вышли в море. Встали на острове в устье Поньгомы.
Гуляли часов до трёх утра. Наблюдали прилив и отлив. Сделали много фоток.
День 9 (08.07.2009):
Дальше никуда не гребли. Три днёвки на острове.
В районе 23:00 адмирал
отбыл. Его отпуск короче на три дня. Остальные остались дневать.
Провели ревизию продуктов. Нашли много излишков. Реально еще на 1 поход. Это к вопросу об организации.
Некоторые начали усиленно веселиться, и веселились практически до утра.
День 10 (09.07.2009):
На утро обнаружили много шуток от весельчаков. Касками и спасами наряжен какой-то высоченный идол, перед каждой палаткой противотанковые кресты из дерева.
С утра долго искали веселящую жидкость. Хранитель Ори сказал, что у него забрали ночью канистру, и дальнейшая её судьба ему не известна. Весельчаки были уже не так веселы и вспомнить ничего не могли. Особо забывчивым заботливо внушили, что именно они последний раз общались с пропавшей. Начались поиски. Когда приунывшие весельчаки начали разбиваться на группы для прочёсывания острова, Ори сжалился и явил пропажу страждущим. Как выяснилось, он намеренно выдал ночью малый калибр, а основной припрятал. И правильно сделал. Вот они, задатки грамотного завхоза.
Все повеселели.
Днём некоторые ловили с катамарана рыбу в море. Мы гуляли. Решили обойти наш необитаемый остров по кругу.
На дальнем берегу нашли обглоданный скелет толи тюленя, толи морского котика.
В отлив в лужах остаётся много
морских звёзд.
На обратном пути Катя набрала плывуна для костра.
К вечеру погода начала портится.
Выброска (10.07.2009):
Солнца нет, но и дождя тоже. Холодно.
К вечеру собрали лагерь. В районе 20:00 уже сушили катамараны на материке. Живописное место, кстати сказать, хоть и кладбище. Старые, полусгнившие
тросы. Разбитые деревянные
лодки. Много комаров.
Машина за нами пришла в районе 23:00. Красивейший
ЗИЛ, с полукруглыми арками над передними колёсами. Всю жизнь я восхищался этой машиной. Вот выпал шанс покататься на ней... Да еще в открытом кузове. Кайф!
За час доехали до станции Кузема. Зал ожидания оказался закрыт на ремонт. Пришлось ждать поезда под
открытым небом. Холодно.
Итоги:
К сожалению больше технической информации предоставить не могу, так как организовывал всё не я. Однозначно можно сказать, что данный маршрут не является сложным, и рекомендован новичкам и для походов с детьми. Скорее всего, первый поход в Карелию у моего ребёнка будет именно по этой реке.
Для себя сделали следующие выводы:
Много днёвок - чрезвычайно вредно для дисциплины. Хоть я и не сторонник железной дисциплины, но хоть какая-то она все-таки должна быть.
Дежурство - фигня. Нет смысла в походных условиях заставлять готовить пищу человека, который и в обычной то жизни её приготовить не сможет. Лучше пусть этим занимается тот, то сделает это хорошо и вкусно. Обычно мы не ходим в походы с людьми, в которых не уверены. Все в нашей команде в той или иной степени готовы работать на общее благо. Для каждого можно найти ту работу, где он будет максимально полезен.
Закупки - централизованно это единственно верный выход. Больше нужного не купишь. Если же части списка разослать людям, то каждый берёт больше того, что там написано. Лишние траты. Лишний груз.
Назад
Главная | Отчёты | Группы | Статьи | Оборудование | Попутчики