Сплав по реке Кереть.
2007
Водный поход в северной и средней Карелии.
Категория: 2
Сроки: Август 2007г.
Нитка маршрута: река Кереть, Белое море.
Экипаж: 12 человек.
Суда:
Катамаран
Буратино-4
Катамаран Басег (двушка, переделанная в четвёрку)
Катамаран Красное солнышко (двушка, переделанная в четвёрку)
Подготовка:
Особенно не готовились. Всё стандартно. Группа, как и в прошлом году, собралась из двух столиц. Питер представляла Алёна.
Дорога / стапель:
До Лоухов на поезде, дальше на двух бобиках до места. Договорились с водителями, чтобы они нас забрал назад из Полунги.
На воде:
Точно и пошагово весь маршрут сейчас уже не опишу. Давно это было. Отчет составлен не по свежим следам, а по фотографиям и воспоминаниям.
В этом году Карелия встретила нас обильным урожаем
брусники
и грибов. На первую стоянку встали на лесистом, заросшем берегу. Брусники наелись уже в первый день. Погода в целом стояла не плохая. Первые пороги проходились весело. Купались
самосплавом
.
С высоты сегодняшнего опыта, могу сказать, что
пороги
на Керети для катов проблем не составляют. Тот же самый
Мураш
сейчас пошел бы без осмотра. Ну это в теории. А на практике, конечно пошел бы смотреть. И топал бы всю тропу от начала и до конца. Любые препятствия на реке, а уж тем более с именами, заслуживают пристального внимания. Мураш на Керети безусловно сложен для прохождения на байдарках. Свидетельства прибиты на “
тотемном
” столбе на стоянке, сразу за порогом. Каты же давят все препятствия. Особенно полноценные четвёрки. А рулить в Мураше то особенно и не надо. Хотя на тот момент конечно трепет в душе присутствовал. Особенно, когда вместо катамарана, на котором должен идти мой брат, из за поворота выплыла одна каска. Как оказалось потом, команда даже не заметила, как запасная каска отстегнулась от рамы и ушла самостоятельно покорять пороги реки Кереть. Касок к стати у нас в том походе на всех не хватало, поэтому приходилось носить их от уже прошедших препятствие, к готовящимся их проходить. Изза этой неразберихи и не заметили пропажу одной. В любом случае, все препятствия проходились в полной амуниции: спасы, каски. Чего и Вам советую.
На стоянку встали на свободной стоянке с “тотемным” столбом сразу за порогом на правом берегу. Так как брат мой работает су-шеф-поваром в итальянском ресторане, уже несколько дней на ужин у нас ризотто с грибами. Для этого у Миши даже отдельно припасён чеснок, белое вино, тертый пармезан, травы там разные... Тоша, пораженный в
самое сердце желудок, даже сделал табличку “Дюжина разных (21.08.07) - Ризотто”.
Прибили
на столб.
Дальше погода испортилась. Гребли в дождь и холод. Однажды, посреди озера, нашли каменный островок полтора на полтора метра. Девчонки, периодически высказывавшие своё недовольство дымом от наших сигарет, были
высажены
туда. Ну а мы, бросив вёсла, наслаждались пагубной привычкой уже не заботясь, о том, что ветер сносит дым на наших благоверных. Отнесло нас далеко. Поселенцы острова заметно разволновались. Пришлось
вернуться
:)
Дождь и холод не отступают. Однажды, прикуривая от своей зиппы собрал “на огонек” всех девчонок. В общем нагрели они на моей зиппе руки :)
Погода, в конце концов, наладилась.
На одной из стоянок, сварили шикарный грибной суп. В 10 литровый канн засыпать до краев чищеных и резаных грибов. Добавить немного (грамм 300) воды, чтобы грибы не пригорели изначально. Не бойтесь, что воды мало. При нагреве из грибов выйдет собственная вода. После того, как почти вся влага выпарилась, засыпать еще 10 литров чищеных и резаных грибов. Вот это навар!!! Очень вкусно. Особенно если есть картошка.
Всевозможные рецепты походной кухни выделены в отдельную статью. Почитать можно тут.
Судя по консистенции после остывания, этим супом можно было клеить байдарки. На вид - один в один резиновый клей.
Дальше шли при хорошей погоде. На одном из порогов Мише
наполовину кильнулся
. Нога выскочила из стремени, и он завалился на бок. Порог уже превратился в шиверу, и нога застряла под катом между камнями и баллоном. Юра протянул весло и
помог
Мише выбраться. Нога неплохо поцарапана. Лишнее доказательство того, что любое препятствие на воде - опасно. Экстрим.
Еще запомнился перекус на живописном высоком берегу. Скала
заросшая
не по Карельски крупными кустами
можжевельника
.
В одном из порогов Тошин кат сел на какой-то крупный камень. В порыве страсти Тоша изрёк крылатую в будущем фразу: “Греботе, ссукины дочери!!!”, за что ни раз огрёб веслом, и сорвал овации зрителей с берега. Могучий Ори прыгнул в воду и стащил катамаран с камня.
Погода всё еще стоит
шикарная
. На одной стоянке на высоком берегу решили вскрыть "гуся", которого передал Сергей. В инструкции было написано, что "гуся" надо заработать, изображая
букашек
. Получились весёлые фотки. Отдельно заставили дрыгать ногами и
фотографов
. Зефир в шоколаде пришелся как нельзя кстати.
На этой стоянке дневали. Гуляли вокруг. Попадались очень живописные небольшие болотца и целые
поля мха
. Насобирали
много
брусники в пластиковые бутылки из под воды. Потом варили чудо-морс. Тоша, как всегда занимался санитарией стоянки. Плющил большими камнями уже полусгнившие консервные банки. Молодец.
На следующий день погода начала
портится
. Второй день днёвки. На берегу нашли сложенный очаг и обрешетку. Дров вокруг стоянки много. Многие из нас слышали мифы о туристической бане. Решили наконец сами сделать себе баню. Топили пол дня. Даже девушки
пилили
дрова. Грелись. Вдруг пошел сильнейший дождь. Просто как из ведра. Баня моментально остыла. костер внутри очага залило за несколько секунд. Короче хорошо погрелись в бане... пиля дрова для неё. Туристическая баня остаётся для нас мифом.
Ниже по реке, на автомобильном мосту есть полуистлевшая табличка примерно такого содержания: Туристы, ниже по течению, в районе какого-то карьера с такого-то по такое время ведутся взрывные работы. Постояли. Подумали. Решили, что раз табличка истлела, то и взрывные работы иже давно прошли. Погребли дальше.
Еще ниже по течению река перегорожена сетью. Скорее всего, для того, чтобы рыба не уходила в море. Рыба реально есть. Плещется. На поверхности постоянно видны огромные спины, медленно выныривающих и погружающихся рыб. Около сети, по левому берегу много машин. В том числе милицейских. В середине русла верхний край сети несколько опущен в воду. Там мы и проплыли. Сразу за сетью начинается порог. По сути своей - большая шивера. Перепад воды значительный. Скорее всего, скоро море. Тошу, как человека с самым бездонным, а следовательно и крепким желудком, назначили ответственным за забортную воду. Он должен был постоянно пробовать её на предмет солёности:) Нужно было пополнить запас пресной воды до выхода в Белое море.
Уже почти ночь. Слева деревня. Стоянок нет. Впереди сплошные разливы. Я предложил встать у самой воды, на песчаном пляже, который тянется вдоль всего берега. Народ не согласился. Будет холодно и сыро - говорили они. В итоги встали на правом берегу, совсем не оборудованном. Вырубали в черничнике места под палатки.
С утра - солнце. Погода - шикарная. Тепло. Только ветер уж очень холодный. На берегу какой-то
геодезический
знак. Черника в нашем захолустье размером с ноготь большого пальца. Никогда не видел такую крупную. Правда на вкус она оказалась совершенно безвкусная.
Приготовили завтрак. Разлили по кружкам ароматный чай... Плевались все хором. Чай - солёный!!! Да и песчаные пляжи, вдоль воды, куда-то делись. Короче, как оказалось, вышли мы в
море
еще вчера. В отлив. Поэтому и вода за бортом была пресная. С утра прилив. Вода
солёная
. Из за огромного количества островов, прямой линии горизонта, характерной для моря, видно не было.
Вместо завтрака - сухой перекус. Грузились в пик прилива. Пока вязал шмот на катамаран , никак не мог понять, что это меня так мотает. Вроде крепко привязал чалку к дереву. Оказалось, что пока я вязался, берег, к которому был пришвартован катамаран, уже ушел под воду. Из за качки, утопили банку паштета из будущего перекуса.
Погребли дальше. Дошли до станции СПБУ на одном из островов. Пополнили у них запасы пресной воды. Договорились, о корабле до Полунги. На острове ученых нам стоять не разрешили. Посоветовали соседнюю бухту на материке. Стоянка оказалась неплохо оборудована. Вечером, вся команда, с воплями “счастья” мылась в Белом море. А я - приболел. До сих пор жалёю, что в тот раз не купался.
На следующий день, с утра,
погрузились на корабль
. Катамараны не разбирали. Капитан сказал, что в самой Полунге пристать негде. Сгрузить наши катамараны будет некуда, но не доплывая несколько километров, есть вполне подходящая пристань. Пешком всего около трёх километров. Дорога есть. Машина за нами приехать сможет. На том и порешили. Разобрали катамараны, и повесили сушиться. Часть команды отправилась в магазин, часть осталась
досыпать сторожить. Тоша
сторожил
очень громко! Хорошо, что мы всегда ставим палатку подальше от его храпа.
Машина за нами не пришла. Срочно нашли кого-то с автомобилем. Он отвез нас в более крупный населённый пункт по соседству. Там мы нашли Пазик. Водитель согласился довезти нас до Чупы. Хотя обратные билеты у нас были из Лоухов. Сказал, что до Лоухов у него не хватит бензина. Когда уже погрузились, приехал наш первый водитель. На вид - с хорошего бодуна. На одной машине, а не с напарником, как мы договаривались. Сказал, что опоздал, потому-то опоздал. А опоздал часа на два. Сказал, что если мы поторопимся, то он успеет перевезти нас за два раза. Был послан. Канючил, что он потратил бензин, и теперь мы ему должны. Был послан еще раз, с подробным обучением пользования большой и маленькой стрелочкой на часах и счёту на пальцах до двух.
В поезд садились весело. В Чупе, как ни странно, никого кроме нас на перроне не было. Да и нас то не должно было быть. Проводник в нашем вагоне отсутствовал. Разбудили соседнего, и через него погрузились. В нашем вагоне не было вообще ни одного человека. В Лоухах появился наш проводник, и сильно удивился, что мы уже на местах. Назад ехали как всегда весело. Рыба. Пиво. Ори, спасибо за угря. Алёну высадили в Петрозаводске, так как наш поезд не заходил в Питер.
Итоги:
При планировании выгрузки, делайте запас по времени раза в два. Не давайте аванс. Человеческий фактор, он просто нечеловеческий. Сама река просто замечательная. Скорее всего, пойдём еще раз. Можно ходить с детьми. С меру сложные для прохождения на катамаранах пороги развлекут и вас, и ваших детей. На байдарках будет значительно сложнее.